Шаманское состояние сознания или Что я здесь делаю?
Перевод на русский язык: Марьяна Колесник
Введение
«Шаманское состояние сознания» - это больше, чем просто обозначение, описывающее изменяющееся состояние сознания шамана и его опыт шаманских путешествий в Мир Духов или опыт путешествий сквозь этот мир и из него. Это также сознание, которое принадлежало шаману во все времена. Это и часть большего сознания, с которым мы соединены во все времена. Одним из великих и прекрасных таинств жизни (в мировоззрении некоторых индейских культур –«Великий Дух» -прим. переводчика) является то, что мы все обладаем и разделяем одно и то же сознание, и каждый из нас проявляет его настолько по-разному. Шаманский путь – это не единственный способ осознанно приблизиться к пониманию того, что есть сознание.
Подготовка к путешествию
На основании моей практики (более сорока лет – прим. переводчика), а также длительной практики моих коллег, могу сказать, что существует три основных фазы шаманского путешествия: подготовка, само путешествие и возвращение. Уже с первых шагов подготовки состояние сознания шамана начинает меняться, а осознание близости Духов начинает раскрываться и расширяться. Я использую слово «расширяться» потому, что для меня это ощущается, как будто что-то большее появляется в моей груди, в моем теле, в комнате, и в то же время в пространстве становится гораздо больше места для всего, что начинает происходить. Если путешествующий в Мир Духов описывал бы более точно то, что происходит с ним в начале подготовки похода в иную реальность, это звучало бы как «углубление осознания и чувствования того, что начинает изменяться». Так в чем же поручение, задача, миссия, в чем причина нашего контакта с Миром Духов? Несмотря на то, что в моей обыденной реальности сознание только начинает меняться, этих изменений уже достаточно для меня, чтобы очиститься от большей части моей повседневности, которая иначе может создавать помехи моему видению, уменьшать мою концентрацию на намерении к путешествию в целом.
Когда я зажигаю сакральный огонь, находящийся на моем алтаре (свечу -прим. переводчика), окуриваю предметы силы дымом, делаю всё необходимое для подготовки к путешествию, -одновременно происходит и то, что я становлюсь все более и более осознанным к проявлению Мира Духов, и близость Мира Духов становится все более ощутимой. А также моя миссия становится более проявленной, иду ли я просить о помощи для себя или для других людей. Это мой опыт в том, как я могу быть максимально ясным в моём намерении: без четкого и ясного намерения можно легко вернуться из путешествия, зная, что что-то произошло, но, не понимая, что это было, например, как в путешествии Алисы в страну чудес. Это может произойти и тогда, когда целью является просто испытать состояние шаманского транса, но экстаз шамана – это только дверь в Мир Духов, тогда как намерение – это ключ к пониманию происходящего.
Однако здесь есть несколько интересных и, по-видимому, парадоксальных аспектов. Например, время от времени, когда я встречаю моих духовных помощников и говорю им, зачем я пришёл, миссия, которая появляется из моих уст, не обязательно звучит так же, как я тщательно формулировал перед началом моего путешествия и выходом из тела. Главная причина этого -это то, что, когда я формулирую миссию в первый раз, даже если моё осознание уже начало меняться, я все еще нахожусь в довольно тесном контакте и под влиянием моих личных желаний, касающихся моей жизни, моих надежд, моих страхов. Или, если я работаю для кого-то еще, то я оказываюсь под влиянием жизненных обстоятельств человека, который обращается ко мне за помощью. Однако, когда я пересекаю порог духовного мира, происходит переключение, и с каждым последующим углублением за границы Мира Духов происходят дальнейшие изменения состояния сознания. Чем глубже я ухожу от моей обычной реальности, тем дальше я оставляю моё эго далеко позади. Результатом этого процесса является то, что, когда я в конце концов прихожу к своим духовным учителям и помощникам в Мире Духов и задаю свой вопрос, мой привычный мирской взгляд на ситуацию изменяется на более всеобъемлющую точку зрения, и я спрашиваю Духов о том, в чем я действительно нуждаюсь, вместо того, чтобы спросить о том, о чем я думаю, что хочу узнать.
Часто случается так, что миссия, которую я сформулировал, является весьма подходящей, но даже тогда ответ Духов может быть очень удивительным -как то, что я и испытал однажды во время церемонии исцеления. По-видимому, болезнь появляется, когда мы становимся заблокированными и отрезанными от того, что приносит поток жизни. Шаман работает вместе со своими Духами, чтобы устранять эти блоки. В этом конкретном случае, я работал с женщиной, которая страдала от воспаления толстого кишечника и пыталась излечиться медикаментозно в течение двух лет. Проводя диагностику, я смог увидеть огромного питона, свернувшегося в спираль внутри её кишечника. Питон сказал мне, что он был духом-помощником этой женщины, и что он безуспешно пытался обратить её внимание некоторое время. Я пообщался с моим духовным учителем и удалил питона из кишечника, поместив его в специальный камень, и затем отдал этот камень этой женщине. Это то, что я сделал. Посредством этого, женщине стало известно не только о питоне и его благих намерениях, но она также смогла напрямую общаться с питоном, держа камень в своей руке. При удалении питона из её кишечника, он сказал мне, что искал возможности для того, чтобы эта женщина начала контактировать со своей собственной духовной частью т.е. со своим Духом. Я передал сообщение от питона женщине, запросившей исцеление. Во время работы и до нее я ничего не знал о жизни этой женщины. После исцеления она рассказала мне о том, что её родители были из Индии. Она была выращена индусами, но не имела какой-либо серьезной религиозной или духовной практики, и работала в качестве психолога в психиатрическом отделении больницы в большом городе. Два месяца спустя я получил письмо от нее, в котором она писала, что у нее нет абсолютно никаких симптомов ее прежнего заболевания. Также она написала, что во время отпуска она посетила своего дядю, который был гуру в Индии. Ее дядя дал ей такое же послание, как и дух питона о том, что ей необходимо найти свою духовную часть и тропу.
Духи
На данный момент наиболее уместным использованием слова «Духи», особенно когда мы рассматриваем что-то неизвестное нашему пониманию, является определение, которое я даю - это «Великая Тайна». В прошлом я часто описывал «Духов» как сгустки или потоки энергии/силы Вселенной, которые предстают перед нами в том виде, в котором мы можем их понять (если уж мы так настроены на общение с ними). К этому я бы хотел добавить комментарий Ричарда Нолла, что Духов «можно рассматривать как не принадлежащие нашему эго потоки – сгустки энергии, которые идут на шаг впереди нас, при этом являясь постоянными спутниками и тенью «не-я», и дают новую информацию человеку, который не может получить доступ к этой информации в обычном состоянии своего сознания» (1987:48-49). Духи, естественно, являются действующей силой перемен, как многие из нас обнаруживают рано или поздно, и подтверждением этого являются изменения, которым подвергается шаман во время инициаций. Но важнее всего, что именно Духи, являясь действующей силой перемен, делают шаманизм возможным: нет Духов, нет шамана. Я считаю, что это особенно важно помнить в наши дни, в новую эпоху, когда делается так много попыток сделать шаманизм социально доступным, и превратить его в вид психотерапии. Конечно, шаманизм – это форма психотерапии, старейший вид психотерапии из существующих сейчас, но это только надводная или внешняя её часть. «Под водой» находится духовное обучение, порядок и практика, которой мы можем научиться у Духов.
Шаманское путешествие
Шаманское путешествие часто рассматривается как метафора. Эта точка зрения весьма удобна для тех, кто не имеет непосредственного опыта шаманских путешествий, или тех, кто желает объяснить или понять шаманское путешествие исходя из узких рамок нашего времени и культуры, и, действительно, достаточно ясно то, что Духи часто общаются с нами в виде того, что мы называем «метафорами». Однако, шаманское путешествие гораздо больше, чем просто метафора.
У шамана всегда есть духовные помощники. Духи – это не метафора всего, что угодно. Шаман работает, прося у Духов помощи. Несколько ключей для выполнения шаманской работы – это знание о том, как и о чем можно просить помощь, возможность быть способным получать предложенную помощь, и быть способным принести помощь обратно из Мира Духов вместе со всей её силой и глубиной. Путешествие начинается, когда шаман шагает в иную реальность – Мир Духов, и это, как правило, происходит в тот момент, когда шаман зовет своих духовных помощников, наставников, проводников и учителей, взывая к их помощи, как описано в заклинании Гиндии, шамана племени Орочии восточной Сибири:
«Я – бедная женщина. Во мне нет ничего, что отличало бы меня от других женщин нашей деревни. Я была бедной сиротой. Я была покинутой девочкой. Мои родители умерли очень рано. Я не помню мою мать. Моя юность была тяжелой, моё детство было безрадостным и отрочество и девичество – одиноким. Мои родственники вырастили меня. У меня всегда было много тяжелой работы. Я всего лишь бедная женщина, но Тау заметил меня. Тау – могущественный дух, выбрал меня, бедную женщину. Тау нравилось проявляться через моё тело. Я стала слугой твоим, твоим скромным работником. Мое тело стало на время для Тау. Тау выбрал меня, и я стала шаманкой. Без него я только бедная женщина. Когда приходит Тау, я становлюсь очень могущественной. Все люди уважают меня, все бусу (мелкие злые духи) боятся меня. Тау говорит через меня, работает через меня, я – слуга Тау. Я поддерживаю - угощаю духов своим пением и танцами. Мой бубен пугает врагов твоих. Звон моего пояса пугает их и гонит их прочь. Я приготовила еду для тебя. Твои любимые блюда готовы. Приходи, мой учитель, я готова принять тебя. Приходи, приходи!» (Лопатин, 1940-1941, Антропос 35-36:354-55, выделено курсивом).
Чем глубже путешествия шамана, тем ближе он подходит к сути его силы – и силы Вселенной одновременно, буквально и метафорически. Метафорически –потому, что путешествие уводит его все дальше от реальности повседневной жизни, от точки входа, с которой он стартовал, и буквально – потому, что привычное разделение между ним и сутью Великой Силы Вселенной постепенно исчезает и, в некоторых случаях, достигается состояние отсутствия какого-либо разделения между ними.
Мир Духов
Из опыта, собранного шаманами традиционных культур и шаманскими практиками из современных западных сообществ, становится ясно, что география духовного мира весьма обширна. Эти области Мира Духов часто называют Верхний мир, Средний мир и Нижний мир шаманской вселенной. Изменения в этих мирах могут быть горизонтальными, вертикальными, разнонаправленными и даже многомерными и зачастую кажется, что они синхронны с глубиной изменений в осознании человека, совершающего шаманское путешествие. Некоторые практики чувствуют, что они приходят в Нижний мир, чтобы получить энергию, знания по исцелению или изначальную силу, в Средний мир – для получения практических советов и помощи, и в Верхний мир для получения ответов на значимые вопросы бытия, которые дает нам жизнь. Эти положения о мирах следует рассматривать как основополагающие, так как даже в традиционных сообществах существует «шаманская специализация», когда шаман путешествует только в определенные области Мира Духов по специфическим причинам и в конкретных обстоятельствах.
Опыт, переживаемый во время шаманского путешествия, во многом изменяет наше осознание. Как упоминалось ранее, эти изменения могут происходить с изменением места и/или измерения в Мире Духов, но нет границ глубины шаманского путешествия или изменений сознания по опыту путешествующих. Например, когда в путешествии появляется ваш духовный помощник, его внешний облик уже несет в себе чудесное наполнение силой и опыт, включающий полную переориентацию. Это также может произойти, когда шаман входит в оболочку одного из своих духов-помощников и переживает ощущения вселенского бытия, воспринимая Вселенную как духовное существо и, в то же самое время, находясь в собственном сознании. В каждом из этих путешествий шаманский опыт осознания всего происходящего расширяется. Некоторые люди даже испытывают опыт смерти во время таких путешествий. Однажды, на одном из моих семинаров, антрополог возрастом около 70 лет умер. К счастью, его жена, которая умерла несколькими годами ранее, знала, что его время ещё не пришло, и после глубокого и очень трогательного духовного воссоединения с мужем, смогла уговорить его вернуться назад. Когда он окончательно вернулся в мир живых, он рассказал нам, что, когда он понял, что умер, он почувствовал некоторую тревогу, потому что знал, что его смерть во время семинара вызовет большие неприятности для меня и организатора семинара. Но в тот момент он был мёртв -и это именно то, что случилось. Для него было несомненным то, что он умер и попал на небеса: это был не околосмертный опыт, это был опыт смерти.
Но и такие глубокие изменения в осознании того, что смерть возможна - это что-то невероятное даже для специалистов-практиков современной западной культуры. Эти опыты и осознания выходят далеко за пределы того, что мы называем «визуализацией» или «представлением образа». Они включают все чувства и ощущения, и иногда даже выходят за пределы возможных ощущений, например, в переживании того опыта, когда мы чувствуем себя едиными с силой Вселенной. Этот опыт находится за границами знания, по ту сторону осознания и смерти. Это означает пойти в самую суть бытия, в то, что некоторые называют осознанием.
Анимизм
Анимистический путь движения по жизни – это признание того, что всё вокруг нас является живым, всё обладает духом – это основа анимизма. Анимизм – это также база для осознанности.
Джейм де Ангуло цитирует одного из своих друзей, индейца из племени Пит Ривер, который сказал ему: «Всё вокруг нас является живым –и камни, и скамейка, на которой мы сидим. Кто-то сделал эту скамейку с целью и намерением, не так ли? И она обладает своим собственным духом. Всё вокруг нас – живое. Это то, во что мы, индейцы, верим. Но белые люди думают, что всё вокруг нас мертвое. (Индейские истории, с. 242).
В другом месте де Ангуло пишет: «Признание того удивительного явления, что дух – это форма жизни силы, как таинственного, повсеместно распространённого вида нематериальной энергии, пронизывающей всё и свободно двигающейся по миру и содержащейся в более или менее концентрированном виде в каждом объекте – это убеждение, это вера индейцев племени Пит Ривер (ссылка «Религиозные чувства первобытных племён»). «Индейцы племени Пит Ривер верят в то, что дух – это форма жизни энергии(силы), этого таинственного, нематериального и вездесущего вида энергии, свободно двигающегося по миру и повсеместно распространённого, и что эта энергия в более или менее концентрированном виде присутствует в каждом объекте».
Два следующих основных положения отражают суть анимистического видения мира, написанных Франком Гушингом : «Аушиви или зуны полагают, что солнце, луна, звезды, земля, море, а также все неодушевленные предметы, такие как, травы, животные, и вместе с тем и люди, принадлежат к одной великой системе жизни, всё осознающей и взаимосвязанной…В этой системе жизни отправной точкой является человек, как наиболее несовершенный, низший организм. По крайней мере низшим он признан потому, что он является в наибольшей степени зависимым и наименее загадочным существом…все сверхъестественные существа, люди, животные, растения, и многие объекты в природе рассматриваются как существующие, и всё это включено в одно понятие – а-хаи, что значит Жизнь (или) Бытие» (Франк Гушинг, 1883:9 bid.11).
Сдаться
В этой точке моей жизни я определяю шаманизм как духовную дисциплину, которая дает возможность прямого контакта, доступа и пользования с удовольствием духовной части энергии Вселенной в большей мере с целью исцеления и восстановления баланса в той или иной степени. Хотя шаманизм - это культурное явление, шаманские способности заложены в естестве человеческой природы и являются талантом и даром человека. Шаман -это тот, кто выбран Духами, для того, чтобы проявлять их в материальном мире. Шаман умеет звать своих духовных помощников и учителей, когда это необходимо, и направлять свою душу посредством шаманского путешествия в Мир Духов. Миссия шамана –просить помощи в Мире Духов и приносить эту помощь, силу и энергию обратно в материальный мир.
Таким образом, шаман служит людям и в то же самое время служит Духам. И это очень нелегкая работа – быть слугой для людей и для Духов одновременно, это вызов, -как отмечает Гиндиа (Ghindia's).
Зачастую это не оставляет места для индивидуализма, и мы платим такую большую дань в нашем западном мире. Часто у шамана существует соглашение с Духами, которое содержит определенные запреты. Стать мощным шаманом возможно только при прямом участии Духов, и это требует того, что я называю «сдаться».
Возвращение
Что же происходит, когда шаман возвращается из Мира Духов? До этого момента мы говорили о шаманском состоянии сознания только по отношению к шаманскому путешествию. Мой первый шаманский учитель в обычной реальности говорил, что шаман является шаманом только когда он делает шаманскую работу. С одной стороны, это правда, но это далеко не вся правда. Путь шамана – это духовный путь, и не имеет значения, в каком состоянии сознания он находится. Если шаман отклоняется слишком далеко от своего пути, от указаний своих духовных помощников и учителей, он рискует потерять их. Наши Духи постоянно являются частью нашей повседневной осознанности, нашей повседневной жизни и это, несомненно, оказывает влияние на нашу повседневную осознанность. Это влияет и на то, как другие воспринимают их. И, как прозорливо отметил Дон Хандельман (1972), большинство людей, которые не имеют прямого и непосредственного доступа в Мир Духов боятся шаманов просто потому, что они имеют «свободный доступ к Духам» (84-101).
Чем большее количество силы Духов протекает через нас, тем сильнее мы становимся как шаманы, если используем эту силу по назначению, т.е. так, как определено Духами. После инициации, пожалуй, наиболее важным уроком, который преподаётся Духами потенциальному шаману, является то, как жить с силой в своей повседневной жизни, идя по пути, приемлемому как для самого шамана, так и для общества, в котором он живёт. Без освоения этого умения, неофит рискует прослыть безумным, или, что ещё хуже, его будут бояться как лунатика или отвергнут, как невротическую личность. Это обучение необходимо потому, что, чем больше человек работает с Духами, тем более осознанным он становится. Появляется больше осознания того, что Духи – это нечто реально существующее, некие резервуары (контейнеры или вместилища) сил Вселенной, и, следовательно, шаманский практик, шаман всё больше осознает энергию и мощь Вселенной. И дальше, он все больше осознает, что энергия и мощь Вселенной – сила, которая в ней находится - в то же время является источником нашей собственной силы и нашей собственной глубокой осознанности. С осознанием этого приходит понимание того, что нет никакого разделения между силой личности, сознанием индивида и силой и сознанием Вселенной. Они являются одним и тем же. Другими словами, как сказал один из моих учителей в этой реальности «Все, что является мной, МНОЙ не является».
Заключение
Непризнание анимистической природы Вселенной является одним из основных препятствий, камнем преткновения, который удерживает западную науку от понимания того, как работает сознание. Если мы думаем, что всё вокруг нас неживое, мы отделяемся от этого. С этой точки зрения очень трудно исследовать наше сознание, кроме того как относиться к нему как к чему-то удалённому от нашего собственного бытия. Из того малого, чему я обучился, мне стало ясно, что место, с которого начинается изучение сознания, находится внутри, и это место моей собственной связи с моим сознанием. Что-то настолько красивое, настолько глубокое, настолько всеобъемлющее, как сознание не может быть полностью изучено при помощи западного научного подхода. Учёные Востока изучали сознание несколько тысяч лет, и шаманы, находясь в шаманском состоянии сознания, изучали сознание, возможно, сотни тысяч лет и даже больше. Результаты этих исследований четко показывают взаимосвязь жизни и сознания. Жизнь – это сознание и осознание. Всё вокруг нас живое. Всё имеет сознание, сознание соединяет всех нас вместе.
Эта статья была первоначально написана для встречи
Сообщества Антропологии Сознания,
которое состоялось в Туксоне, штат Аризона,
в апреле 2000 года
Оригинал статьи на английском языке опубликован на сайте Скандинавского Центра по Изучению Шаманизма: http://shamanism.dk/shamanicconsciousness.htm
Данная статья опубликована с полного согласия автора Джонатана Хорвица. При частичном и полном цитировании ссылки на автора текста и оригинальный источник обязательны. Если вы планируете размещение английской либо русской версии текста на других сайтах и медиа-ресурсах, пожалуйста, предварительно согласуйте это с авторами английского текста (Jonathan Horwitz www.shamanism.dk) и русского текста (Марьяна Колесник www.lad-mir.ru).
Информация об изменении страницы: 18.11.2019 16:13:23, (webmistress) Марьяна Колесник